ЭТИКО-ПРАВОВОЕ
ПОСОБИЕ ДЛЯ БЛОГЕРОВ
Создано Общественной коллегией по жалобам на прессу, Национальной ассоциацией блогеров и преподавателями юридического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского.
Для тех, кто хочет создавать качественный и экологичный контент осознанно. Информация на сайте носит рекомендательный характер.
До сих пор не существовало чётких этических ориентиров в области блогинга, при этом блогерами становятся люди их самых разных сфер, далёких от журналистики, юриспруденции или этики, как таковой. Но это не защитит авторов от «статьи», потери репутации или попадания под культуру отмены, в случае нарушений.
Зная правила права и этики можно избежать рисков при распространении информации.
Здесь собрана основная информация о юридических и этических нормах работы с информацией в сети, чтобы помочь вам принимать решения в сложных ситуациях и сохранять свои свободу и независимость.
ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ
Организация блога.
Любой постоянный доход от блога нужно легализовать!
ПРАВОВОЙ СТАТУС И ДОХОДЫ
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и она должна быть официально оформлена.
Можно выбрать что-то одно или одновременно быть самозанятым, зарегистрированным ИП и работать по трудовому или гражданско-правовому договору.
ДОГОВОРЫ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ
Статья 421 Гражданского кодекса РФ (свобода договора) разрешает заключать договоры, не предусмотренные законом и содержащие в себе элементы разных договоров.
Любой постоянный доход от блога нужно легализовать
Возможно приложение к договору в форме Регламента оказания услуг с описанием полного перечня услуг и периодичности их оказания.
ИНФОРМАЦИЯ
Доказывать, что сведения соответствуют действительности, должно лицо, распространившее сведения, то есть блогер.
Вся размещаемая в открытом доступе информация должна соответствовать категории 0+, поскольку с ней потенциально может ознакомиться ребенок.
Какую информацию нельзя распространять:
АВТОРСКОЕ ПРАВО
Во всех случаях использования чужого произведения, кроме случаев свободного использования, которые предусмотрены ГК РФ, требуется согласие автора или правообладателя.
Блогеру следует соблюдать права на результаты интеллектуальной деятельности. Ошибочно думать, что все размещенные в интернете музыка, фотографии, рисунки, видеоролики, тексты и др. находятся в «свободном доступе» и их можно использовать без согласия автора.
Виды интеллектуальных прав на результат интеллектуальной собственности:
РЕКЛАМА
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3).
Таким образом, если блогер рассказывает о каком-либо товаре или услуге, демонстрирует их, закрепляет ссылку или баннер с информацией о товаре (услуге) у себя на странице, — эти действия являются рекламой.
ЭТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИНФОРМАЦИЯ
Основа этичного обращения с информацией — правдивость. Распространение неправдивой информации может привести к удалению контента, понижению репутации в социальной сети и даже блокировке аккаунта, не говоря уже о правовых последствиях. Но что гораздо важнее, ложная информация дезориентирует людей, отпугивает аудиторию и снижает доверие, которое трудно восстановить.
РЕКЛАМА И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
У авторов цифрового контента бывает много соблазнов, связанных с рекламой и скрытым пиаром. Поддаваясь им, блогер может получить дивиденды в краткосрочной перспективе, но, скорее всего, проиграет в долгосрочной. Доверительные отношения с аудиторией можно выстроить только тогда, когда у аудитории нет поводов подозревать блогера в обмане и манипулировании.
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
Блогер — агент влияния и пример для подражания, и от того, как он или она относится к окружающим, может зависеть, в том числе, и поведение других людей. Конечно, блогер не несёт ответственности за свою аудиторию, но он ответствен за то, какие ценности транслирует. Если мы хотим жить в мире, где во главу угла поставлены гуманизм и права человека, имеет смысл придерживаться этих правил:
Создано Общественной коллегией по жалобам на прессу, Национальной ассоциацией блогеров и преподавателями юридического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского.